ПРОГРАММА (от греч. рrogramma – распоряжение, объявление) – нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.

Существует несколько определений понятия «учебно-воспитательная программа дополнительного образования детей». Наиболее часто используются практиками следующие:

• документ, отражающий концепцию педагога в соответствии с условиями, методами и технологиями достижения запланированных результатов;

• модель учебного курса, отражающая процесс взаимодействия педагога и ребенка, обоснование содержания и технологии передачи образования;

• программа, расширяющая одну из областей основного образования;

• индивидуальный образовательный маршрут ребенка, при прохождении которого он выйдет на определенный уровень образованности;

• предметная программа, составная часть образовательной программы учреждения, рассматривающая одну из областей основного образования (определенного предмета) и позволяющая ребенку в этой области самоопределиться и реализовать себя.

 

Образовательная программа должна обладать следующими качествами:

актуальность (ориентирована на решение наиболее значимых проблем внешкольного образования);

прогностичность (отражает требования не сегодняшнего, а завтрашнего дня; способна соответствовать изменяющимся условиям и требованиям реализации программы);

рационалистичность (определяет цели, способы их достижения и имеющиеся ресурсы для получения максимально полезного результата);

реалистичность (должна быть просчитана в деньгах, кадрах, во времени);

чувствительность к сбоям (способность своевременно отражать отклонения реального положения дел от предусмотренных программой);

целостность (полнота и согласованность действий, необходимых для достижения цели);

контролируемость (проверка соответствия реально полученных промежуточных результатов конечным целям);

сбалансированность (по кадровым, финансовым, материально-техническим, научно-методическим ресурсам).

 

При разработке авторских программ необходимо исходить из следующих принципов:

принцип последовательности – содержательные задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соотвествии с возрастными познавательными возможностями ребенка;

принцип научности – учебный курс должен основываться на научных трудах, первоисточниках, на достоверной и проверенной информации;

принцип доступности заключается в простоте изложения и понимания материала;

принцип наглядности предполагает использование широкого круга наглядных пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным;

принцип связи теории с практикой выработка умений и навыков на основе знаний и представлений;

принцип индивидуализации учитывает психологические особенности обучаемых и воспитываемых детей и подростков;

принцип результативности обеспечивает соответствие целей образования и возможностей их достижения;

принцип актуальности программ обеспечивает соответствие общественной и рыночной конъюнктуры;

принцип межпредметности – связь с другими областями деятельности и знаний.   

Программа как документ способствует обеспечению целесообразности, результативности и законности деятельности педагога. Программа отражает обязательства педагога – внести конкретный вклад в обучение, воспитание и развитие учащегося средствами своего курса; помогает осуществлять контроль и самоконтроль деятельности педагога.

Образовательная программа определяет основные направления по разработке, реализации и анализу уроков, занятий и воспитательных мероприятий.

 

Программа должна носить гуманистический характер, соблюдать приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ДОЛЖНО:

• базироваться на достижениях общемировых и казахстанских культурных традиций, отвечать задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям республики;

• учитывать уровень развития детей;

• использовать методы оценки результатов обучения по программе;

• включать концептуальные обоснования образовательного процесса, планирование, изложение последовательности и тематики материала;

• раскрывать условия организации; материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса.

Программы дополнительного образования детей должны соответствовать нормативно-правовым актам действующий в области образования РК. 

 

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ:

• четко сформулированные, ясно изложенные и ранжированные по характеру освоения цели и задачи обучения в данной образовательной области;

• описание этапов работы и механизмов достижения прогнозируемых результатов;

• описание содержательных структур предлагаемой программы и условий организации совместной деятельности детей и педагога;

• описание конкретных педагогических технологий познавательной деятельности;

• описание особенностей диагностических инструментов и вариантов коррекции полученных результатов;

• учебно-тематический план.

 

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Создание программы – процесс творческий и сложный, требующий специальной подготовки и кропотливой работы. Программа – наглядный показатель профессионального мастерства.

ГЛАВНЫЕ УСЛОВИЯ ТВОРЧЕСТВА:

• наличие педагогического опыта;

• потребность в рефлексии профессионального опыта.

 

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НАД ПРОГРАММОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ПОМНИТЬ:

• программа – это четкий, поэтапный план решения выявленной проблемы;

• программа – это доказательство перспективности работы на основе описания передового опыта.

 

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ОТВЕТИТЬ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

• Что не устраивает его в современном образовании, в его ОДОД и в преподавании его учебной дисциплины?

• Почему он решил создать авторскую разработку?

• В чем смысл программы?

• В чем новизна, авторство, оригинальность?

• Соответствует ли авторский идеал реальным запросам?

• Каким будет результат реализации программы?

• Есть ли необходимость в такой программе в Вашем учреждении?

Название программы должно быть коротким, емким, привлекательным, отражающим содержание.

 

Объем программы – до 10-15 страниц.

На титульном листе программы указываются:

• вышестоящие органы образования;

• визы утверждения и рассмотрения;

• название программы;

• автор-составитель программы.

• данные о рецензентах;

• № протокола педсовета/методсовета, утвердившего/рассмотревшего программу;

 

Структура программы выглядит следующим образом:

1. Пояснительная записка (цели и задачи программы, описание планируемых результатов).

2. Основное содержание программы.

3. Учебно-тематический план.

4. Ресурсное обеспечение программы (условия реализации программы).

5. Контрольно-измерительные материалы (требования к знаниям и умениям учащихся, критерии их оценки).

6. Литература.

7. Дополнительные элементы программы (план воспитательной работы по предмету, приложения, рецензии).

 

В ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНЫ:

1. Краткие сведения о коллективе:

• статус, вид группы (профильная, комплексная, экспериментальная, научно-исследовательская);

• состав группы (постоянный, переменный);

• особенности набора детей (свободный, по конкурсу, по тестам);

• форма занятий (индивидуальные, групповые, разновозрастные);

• год обучения, время существования объединения;

• количество обучающихся (общее, по годам обучения), если меньше 15-ти – обосновать;

• возраст обучающихся (психолого-педагогические особенности);

• количество занятий и учебных часов в неделю (на группу);

• количество учебных часов за год;

• место проведения занятий.

 

2. В пояснительной записке необходимо дать вводную характеристику предмета, раскрыть предшествующий опыт преподавания дисциплины, показать связь программы с уже существующими по данному направлению, особенность и новизну Вашей программы.

 

МНОГООБРАЗНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ:

• увлечение занятости детей в свободное время;

• организация полноценного досуга;

• развитие личности;

• поддержка и развитие талантов;

• адаптация в обществе трудных детей;

• физическое развитие и оздоровление детей;

• ранняя профессиональная ориентация и т.п.

 

Цель - предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и детей.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ МОЖЕТ БЫТЬ:

глобального масштаба (изменение формирования мировоззрения личности, ее культуры через новую образовательную систему);

общепедагогического плана (нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива через создание авторской технологии, авторской школы);

дидактического плана (развитие личностных качеств, обучение, организация полноценного досуга и др. через создание новой методики).

Проблематика образовательных программ учебно-воспитательных учреждений.

 

ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ ПРОГРАММЫ МОЖЕТ СТАТЬ:

• удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей;

• создание возможностей творческого развития детей;

• приобщение детей к культурным ценностям и т.д.

Конкретизация цели в тексте программы проходит в ходе определения задач – путей достижения цели. Формулируя задачи, автор отвечает на вопрос: «Как достичь цели»?

 

При формулировке задач можно воспользоваться следующей классификацией:

познавательная (развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность);

развивающая (развитие личности, активности, самостоятельности, общения);

мотивационная (мотивация – побуждение, вызывающее активность и направленность деятельности): создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности и сотрудничества; включение в активную деятельность;

социально-педагогическая (формирование общественной активности, реализация в социуме и др.);

обучающая (формирование специальных знаний, умений, удовлетворение образовательных потребностей);

эстетическая (аккуратность, опрятность, культура поведения, умение ценить красоту и др.);

оздоровительная (формирование здорового образа жизни).

 

Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного, они должны соответствовать содержанию и методам предлагаемой деятельности.

Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее действие (оказать, отработать, освоить, организовать и т.д.).

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНО БЫТЬ НАПРАВЛЕНО НА:

• помощь детям в индивидуальном развитии;

• адаптацию их к жизни в обществе;

• мотивацию к познанию и творчеству;

• стимулирование творческой активности;

• развитие способностей к самообразованию;

• обеспечение преемственности содержания различных видов образования.

Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов. В программе указывается общее количество часов, отведенных планом на изучение курса, и распределение часов по разделам и темам. Содержание раскрывается в порядке представления в тематическом плане.

Вводное занятие включает знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей изучаемой дисциплины.

 

Также в данном разделе дается краткое описание ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ. Даются ответы на такие вопросы, как: Как я буду это делать? Каким образом будет организована работа детей? Описываются методы и технологии преподавания.

Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребенка. Широкое распространение в дополнительном образовании получили личностно-ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.

Основными формами проведения занятий могут быть: лекции, беседы, встречи, дискуссии, экскурсии, игры, праздники, викторины, выставки, концерты и др.

 

Следующий шаг – составление проекта учебно-тематического плана, распределение часов по разделам и темам в пределах установленного времени, согласно приложенной ниже таблице.

№ п/п

Разделы/Темы занятий

Количество часов

 

 

всего

теория

практика

 Если программа рассчитана более, чем на год обучения, то учебно-тематический план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими.

При нагрузке 4 часа в неделю – в год 144 часа; 6 часов в неделю – в год 216 часов.

 

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В этом разделе раскрываются УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – материально-техническое, методическое и кадровое обеспечение. Следует перечислить средства общения, источники финансирования, составить смету расходов, указать партнеров в образовательном процессе.

Если необходимо, то дать краткую характеристику участников образовательного процесса. Необходимо перечислить людей, занятых в реализации программы, образование и условия работы каждого; обосновать необходимость его участия в программе; должностные обязанности и степень вовлеченности в программу; указать критерии отбора.

 

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Описание планируемых результатов (требования к знаниям и умениям, критерии оценки)

Каким образом будет оцениваться эффективность программы? В этом разделе необходимо дать характеристики знаний, умений, навыков по данному курсу; знание определяется в соответствии с теоретическими пунктами программы, умение – с практическими. Если программа рассчитана более чем на 1 год, то необходимо для каждого года обучения определить критерии оценки результатов.

В большинстве случаев результат приобретает форму перечня знаний и умений учащихся. Однако если речь идет о творческом курсе, то результатами могут быть изменения в познавательных интересах учащихся и профессиональных намерениях, в психических механизмах (мышлении, воображении и т.п.), в практических умениях и навыках, в изменении соотношения между репродуктивной и продуктивной сферами психики учащихся, в появлении стремления к творчеству и в овладении приемами творческой деятельности и пр.

Должны быть оговорены показатели выполнения каждой задачи программы, как показатели будут использоваться, оцениваться и анализироваться.

 

Принципиальное требование к данному разделу программы – разработка системы проверки результативности изучения обучающимися курса на основе описания планируемых результатов. Такая система в простейшем варианте может представлять наборы типовых заданий для обучающихся.

 

РЕЗУЛЬТАТОМ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПРОГРАММЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ОБЪЕМ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:

• развитие способностей;

• повышение престижа объединений;

• улучшение показателей адаптации в обществе;

• презентабельные результаты: выставки, концерты, публикации.

Прописав ожидаемые результаты, Вы убедите всех в значимости и нужности своей программы. Нужно предложить свою систему оценки обученности детей по программе по сравнению с началом курса.

Контроль в ОДОД может проводиться в разных формах: собеседование; зачет; зачетный лист; вопросник по программе; реферат; защита работы; выполнение нормативов; контрольное упражнение; участие в конкурсах, выставках; выступление на концертах, соревнованиях; КВН, викторина; открытое занятие.

Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе.

Педагог должен продумать возможность сертификации программы – свидетельство, диплом, удостоверение по окончании курса.

Литература – приводится список рекомендуемой и используемой литературы для педагога и детей (два списка). Указываются: Ф.И.О. автора, заглавие, подзаголовок, составитель, редактор, художник, место издания, издательство, год издания, пагинация, иллюстрации.

Приложения – в этот раздел могут быть включены правила техники безопасности, нормативы зачетов, справочные таблицы, тесты, план методической работы педагога, план воспитательной работы в группе и т.д.

 

СХЕМА РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

 

 

1 2 3
1. Введение, пояснительная записка  Что я хочу сделать? Почему?

• Обоснование необходимости разработки и внедрения курса в УВП;

• Цели и задачи курса;

• возраст детей, численность в группе; возрастные и психологические особенности детей;

• режим занятий (количество занятий и часов в неделю, в год)

• тип программы, этапы реализации, концепция педагога (актуальность содержания, сфера реализации и т.п.); основные принципы построения программы;

• теоретический базис программы; • ключевые определения, понятия, важнейшие законы, которыми оперирует программа.

2. Содержание программы Какой объем учебного материала по каждой теме?

• Содержательная характеристика курса (или подробное тематическое планирование):

• Изложение подтем курса каждого раздела с указанием форм, методов учебного процесса;

• Необходимое количество часов по каждой теме;

• Контрольные и проверочные работы, творческие и практические задания, экскурсии, выставочная и концертная деятельность и др.;

• Указание межпредметных связей;

• Указание списка рекомендуемой литературы по теме и т. п.

3. Основные направления и содержание деятельности Как я буду это делать?

• Технология изучения программы:

• Формы организации учебно-познавательной деятельности;

• Описание и содержание методов и технологий учебно-воспитательного процесса.

4. Учебно-тематическое планирование Сколько часов выделяется по каждой теме и по годам обучения?

• Содержание программы, список тем;

• Последовательность подтем, количество часов по разделам, соотношение времени теоретических и практических занятий;

• Педагогу предоставляется право распределения часов по разделам и темам программы в пределах установленного времени с учетом подготовленности детей и наличия соответствующей материальной базы.

5. Условия реализации программы Что мне для этого нужно?

• Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического, дидактического и материально-технического оснащения программы, средств обучения;

• Необходимость в кадрах и пр.

6. Знания и умения учащихся Что учащийся должен знать, уметь по окончании обучения?

• Знания и умения, которые приобретает учащийся в ходе изучения программы;

• Задачи и задания, решаемые по образцу;

• Задачи и задания творческого характера;

• Обобщенные характеристики навыков, умений и знаний;

• Тестовые и контрольные задания. 

7. Механизм оценки получаемых результатов Как оценить знания, навыки, умения детей? Этапы и действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели. Какие промежуточные результаты Вам необходимы? Какие педагогические задачи вы будите решать по ходу эксперимента, и в какой последовательности?
8. Литература  

• Методическая, учебная, познавательная литература;

• Список используемой литературы, составленный по схеме: Ф.И.О. автора, заглавие, подзаголовок, составитель, редактор, художник, место издания, издательство, год издания, пагинация, иллюстрации.

9. Рецензия на программу  

• Внутренняя (методический, экспертный совет ОДОД);

• Внешняя (сторонние организации и учебные заведения по профилю программы).

 

 

При разработке новой образовательной программы автору следует использовать следующий алгоритм:

1. Определить предмет программы.

2. Установить цель программы (раскрытие творческих способностей, активизация потенциала детей, усиление самореализации подрастающего поколения).

3. Выявить задачи (образовательные, воспитательные, развивающие), позволяющие реализовать цель.

4. Определить содержание программы.

5. Установить внутреннюю логику и почасовую разбивку образовательной программы.

6. Определить круг знаний, представлений, умений, навыков обучения по программе курса.

7. Определить средства, приемы, формы образования по каждой теме.

8. Составить перечень итоговых детских работ, произведений, изделий.

9. Составить тематический список литературы.