Рецензия (рассмотрение, отзыв) – это экспертиза, критический разбор, анализ, оценка нового художественного или научного произведения, опытно-экспериментальной работы, учебных, научно-методических разработок, материалов организаций образования и т.п. далее системы работы перед их утверждением, защитой, публикацией, апробацией, обобщением и т.п.

В рецензии в развернутом виде и конкретно должны быть освещены следующие моменты:

1. Актуальность системы работы (концепции, программы, темы исследования или опытно-экспериментальной работы и т.п.) ее связь с общенаучными и общегосударственными приоритетами.

Ее необходимость, своевременность, соответствие потребностям дня.

2. Научно-методический уровень системы работы:

а) модификационный: модернизация, восстановление утраченного, по уже известного приема, методики, технологии, разработки, системы и т.п.;

б) комбинаторный: интеграция известных элементов в разных сочетаниях, приводящих к новому качеству;

в) радикальный: изобретение принципиально нового, новаторского, не известного ранее.

3. Степень новизны системы работы:

3.1. Наличие или отсутствие аналогов в системе образования

а) города /района;

б) области;

в) республики;

г) за рубежом.

3.2. Масштаб, вызываемых ею преобразований (частные – локальные, единичные не связанные между собой; модульные – комплекс частных, связанных между собой; системные – охватывающие всю школу.

3.3. Отношение системы работы к предшествующим системам (замещающая – вводится вместо какого-то конкретного устаревшего средства; отменяющая – отменяет, снимает, прекращает деятельность какого-то органа, формы работы, объединения, программ без замены их другими, если они не перспективны с т.з. развития организации образования; открывающая – освоение новой программы, нового вида образовательных услуг, новой технологии и т.п., если вообще у них не было предшественников.; ретро вводящая – освоение нового для организаций образования в данный момент, но когда-то уже использовавшегося в образовательной практике).

4. Научность системы работы – ее соответствие философии, методологии, психологии   новой образовательной парадигмы и последними достижениями педагогической науки и практики.

Направленность на:

а) развитие и воспитание личности учащихся, а не только формирование их ЗУН;

б) сохранение психофизиологического и социального здоровья детей;

в) обеспечение экономической, экологической, этнопедагогической, психологической направленности образовательного процесса;

г) обеспечение соответствия содержания образования гуманистическим, интеграционным и инновационным подходам и др;

д) обеспечение соответствия требованиям научности (наличие проблемы, научной гипотезы, гипотетического решения проблемы, проведения научно-обоснованного исследования, сравнение результатов исследования с данными, полученными до исследования …)

5. Оценка внутреннего единства и характеристика методологической основы системы работы: логичность, взаимосвязь результатов с методологическими основами непротиворечивость их.

6. Степень обоснованности и достоверности каждого результата, научного положения, выводов и заключений в системе работы.

7. Практическая значимость системы работы – насколько предлагаемая система работы позволяет изменить реальное состояние дел в лучшую сторону. Что предлагается для внедрения в практику.

8. Формы и способы представления (апробации) промежуточных и итоговых результатов работы (статьи, доклады, творческие отчеты, открытые занятия с учебно-методическим обеспечением, методические пособия, рекомендации, диаграммы, таблицы, анализ и др.)

9. Соответствие требованиям к оформлению.

10. Рекомендации по использованию системы работы (апробировать, обобщить, распространить, опубликовать, утвердить, аттестовать, устранить недостатки, доработать, утвердить и т.п.).

 

Рецензент:

Должность с указанием наименования организации, учёной степени, учёного звания         ______________________ И.О.Фамилия                                                                                                                                                                                       подпись, дата