Позитивный потенциал личности |
Негативный потенциал личности |
|
---|---|---|
ДОШКОЛЬНИК |
|
|
• Высокие возможности восприятия • Хорошая механическая память • Любознательность • Непосредственность в выражении эмоций • Спонтанность реакций • Отсутствие стереотипов • Подвижность психических процессов • Отзывчивость на инициативу педагога |
• Чрезмерная эмоциональная зависимость от взрослого • Отсутствие произвольности • Доминирование состояний над свойствами личности • Неадекватность вербальных реакций • Несдержанность в проявлении эмоций • Слабое торможение • Неразрывность психических и моторных функций |
|
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК |
|
|
• Установка на педагога • Значимость оценки взрослого • Быстрое усвоение социальных навыков • Способность к произвольному поведению • Способность к логическому мышлению • Способность к целеполаганию • Мотивированный выбор партнеров по общению и деятельности |
• Чрезмерная зависимость от оценки взрослого • Риск развития гиперсоциальности • Доминирование управляемого поведения над автономным в педагогическом взаимодействии |
|
ПОДРОСТОК |
|
|
• Способность ориентироваться на положительные образцы • Коммуникативная активность • Потребность в обилии впечатлений и деятельности • Потребность в совершении волевых усилий • Стремление к групповой деятельности • Быстрое усвоение групповых норм и ценностей • Хорошее понимание практико-ориентированной деятельности • Пробуждение интереса к собственному Я |
• Способность ориентироваться на отрицательные образцы • Импульсивность поведения • Неустойчивость интересов • Способность к волевым усилиям только в русле актуальной мотивации • Чрезмерная зависимость от группы • Устойчивость отрицательных эмоций • Преобладание конкретного мышления над абстрактным • Слабая ориентация на Я – будущее |
|
СТАРШЕКЛАССНИК |
||
• Ориентация на Я – будущее • Способность к абстрактному мышлению • Повышение ораторского уровня • Устойчивое проявление свойств и качеств личности • Избирательность в контактах • Высокий уровень рефлексии • Потребность в социальной активности |
• Юношеский «мораторий» на здесь и сейчас • Демагогия • Неадекватное понимание своих возможностей • Чувство одиночества • Глобальность и не реалистичность планов |