Мама и папа, дед и бабушка – самые любимые и самые значимые взрослые для ребенка дошкольника.
Дети, в отличие от взрослых, не могут осознать, выбрать, контролировать, подвергать сомнению услышанные установки, требования. Они не в состоянии поставить психологический барьер, поэтому многое из того, что говорят родители, какие звучат слова, в дальнейшем определяет их поведение.
Психологи предлагают не говорить своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали (из книги: Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детства. – Ярославль, 1996).
Предлагаемые материалы помогут родителям, бабушкам, дедушкам составить свой родительский словарик.
Поддержка ребенка
(табличка для ориентирования)
Для чего? |
Что говорит родитель? |
Что слышит ребенок? |
|
---|---|---|---|
Принятие ребенка |
Ты хороший (умный и т.д.) |
Я хороший (умный) |
|
Внимание к ребенку | Я вижу тебя (чувствую) | Я что-то значу | |
Уважение ребенка | Спасибо тебе за… | Мои усилия замечены | |
Одобрение ребенка | Я знаю о тебе что-то замечательное | Я – состоятелен (я сам что-то могу) | |
Теплые чувства к ребенку | Я тебя люблю | Кому-то я нужен |
Негативные установки |
Позитивные установки |
---|---|
«Сильные люди не плачут» |
«Поплачь – легче будет» |
«Думай только о себе, не жалей никого» | «Сколько отдашь – столько и получишь» |
«Ты всегда, как твой папа (мама)!» | «Какая умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!» |
«Дурачок ты мой» | «В тебе все прекрасно…» |
«Уж лучше б тебя вообще не было на свете!» | «Какое счастье, что ты у нас есть!» |
«Яблоко от яблони недалеко падает» | «Что посеешь, то и пожнешь» |
«Сколько сил мы тебе отдали, а ты…» | «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя» |
«Не твоего ума дело…» | «Твое внимание всем интересно» |
«Ты всегда делаешь хуже других…» | «Каждый может ошибаться, попробуй еще!» |
«Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!» | «Как ты относишься к людям, так и они относятся к тебе» «Как аукнется, так и откликнется» |