Мама и папа, дед и бабушка – самые любимые и самые значимые взрослые для ребенка дошкольника.

 

Дети, в отличие от взрослых, не могут осознать, выбрать, контролировать, подвергать сомнению услышанные установки, требования. Они не в состоянии поставить психологический барьер, поэтому многое из того, что говорят родители, какие звучат слова, в дальнейшем определяет их поведение. 

 

Психологи предлагают не говорить своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали (из книги: Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детства. – Ярославль, 1996). 

 

Предлагаемые материалы помогут родителям, бабушкам, дедушкам составить свой родительский словарик.

 

 

Поддержка ребенка

(табличка для ориентирования)

 


Для чего?



Что говорит родитель?



Что слышит ребенок?


 Принятие ребенка 
 Ты хороший (умный и т.д.)
 Я хороший (умный)
 Внимание к ребенку   Я вижу тебя (чувствую)  Я что-то значу
 Уважение ребенка  Спасибо тебе за…  Мои усилия замечены
 Одобрение ребенка  Я знаю о тебе что-то замечательное   Я – состоятелен (я сам что-то могу)  
 Теплые чувства к ребенку    Я тебя люблю   Кому-то я нужен

 

 


Негативные установки 



Позитивные установки


«Сильные люди не плачут» 
 «Поплачь – легче будет»
«Думай только о себе, не жалей никого»  «Сколько отдашь – столько и получишь»
«Ты всегда, как твой папа (мама)!»  «Какая умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!»
 «Дурачок ты мой»  «В тебе все прекрасно…» 
«Уж лучше б тебя вообще не было на свете!»  «Какое счастье, что ты у нас есть!»
«Яблоко от яблони недалеко падает»  «Что посеешь, то и пожнешь»
«Сколько сил мы тебе отдали, а ты…» «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя»
«Не твоего ума дело…» «Твое внимание всем интересно»
«Ты всегда делаешь хуже других…» «Каждый может ошибаться, попробуй еще!»
 «Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!»  «Как ты относишься к людям, так и они относятся к тебе» «Как аукнется, так и откликнется»