Образовательная программа
курсов повышения квалификации «Внешкольные организации дополнительного образования как ресурсные центры развития детей» для педагогических кадров организаций образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования для детей
Глава 1. Общие положениия
- Образовательная программа курсов повышения квалификации «Внешкольные организации дополнительного образования как ресурсные центры развития детей» для педагогических кадров организаций образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования для детей (далее – Программа) определяет цель, задачи, содержание, способ реализации программы, объем курсов и целевую группу слушателей, ожидаемые результаты и критерии оценки результатов обучения.
- Программа направлена на совершенствование профессионального и педагогического мастерства педагогов с учетом новейших достижений в сфере педагогики, модернизацию системы дополнительного образования.
Глава 2. Цель и задачи Программы
- 3. Целью Программы является создание условий для обновления знаний и совершенствования профессионального мастерства педагогических работников дополнительного образования.
- Для достижения цели Программы определены следующие задачи:
1) ознакомление слушателей с обновлениями в законодательных и нормативных правовых актах системы дополнительного образования, содержании дополнительного образования, современных образовательных технологиях обучения;
2) внедрение интегрированных подходов к различным видам воспитания в условиях внешкольных организаций дополнительного образования как ресурсных центров развития детей;
3) проектирование отдельных компонентов педагогической деятельности или целостного образовательного процесса во внешкольных организациях;
4) оказание методической и практической помощи педагогам.
Глава 3. Ожидаемые результаты
- По завершению курсов повышения квалификации у педагогических кадров организаций образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования детей, будут обновлены знания и совершенствованы навыки профессиональной компетентности.
Слушатели будут знать:
1) сущность приоритетов государственной политики в области дополнительного образования в Республике Казахстан;
2) законодательные и нормативные правовые основы регулирования деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования детей;
3) психолого-педагогические аспекты образовательного процесса в организациях дополнительного образования для детей.
4) методологические основы педагогики дополнительного образования;
5) современные педагогические, информационные и коммуникационные технологии в дополнительном образовании для детей;
6) механизмы взаимодействия организаций дополнительного образования для детей со школами в целях обеспечения занятости детей во внеурочное время;
7) профориентационную работу на основе организации дополнительного образования для детей;
8) современные педагогические технологии в дополнительном образовании для детей с особыми потребностями.
Глава 4. Содержание программы
- Программа состоит из 4 (четырех) основных модулей:
1) нормативный правовой модуль;
2) психолого-педагогический модуль;
3) теоретико-технологический модуль;
4) практико-ориентированный модуль.
- Нормативный правовой модуль раскрывает вопросы по обновлению законодательной, нормативной правовой базы дополнительного образования для детей, направления модернизации казахстанского образования.
Примерные темы данного модуля:
1) законодательные и нормативные правовые основы регулирования деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования детей;
2) дополнительное образование для детей в Республике Казахстан: состояние и перспективы развития;
3) антикоррупционные меры в организациях образования.
- Психолого-педагогический модуль предполагает совершенствование знаний о психолого-педагогических аспектах воспитания детей, развития личности обучающегося с учетом возрастных особенностей, рассматривает проблемы межличностного общения в педагогическом коллективе и преодоление межличностных конфликтов.
Примерные темы данного модуля:
1) психолого-педагогические аспекты образовательного процесса в организациях дополнительного образования для детей;
2) психолого-педагогические особенности подростка;
3) особенности психического развития детей с особыми образовательными потребностями.
- Теоретико-технологический модуль раскрывает новые педагогические, проектные и исследовательские технологии, содержание и формы музыкальной и художественно-эстетической деятельности в организациях дополнительного образования, особенности их применения, основные ожидаемые результаты.
Примерные темы данного модуля:
- актуальные вопросы воспитания духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения;
- инновационные подходы, способствующие взаимодействию среднего и дополнительного образования;
- особенности дополнительного образования для детей в общеобразовательных школах Республики Казахстан;
- внешкольные организации дополнительного образования как ресурсные центры развития детей.
- Практико-ориентированный модуль программы способствует совершенствованию педагогической деятельности в условиях перехода к практико-ориентированному образованию, реализации инновационных проектов, освоение которых возможно в ходе практических занятий по музыкальному и художественно-эстетическому направлению дополнительного образования.
Примерные темы данного модуля:
1) опыт работы организаций дополнительного образования для детей в режиме ресурсного центра;
2) взаимодействие организаций дополнительного образования для детей со школами в целях обеспечения занятости обучающихся во внеурочное время;
3) профориентационная работа на основе организации дополнительного образования для детей;
4) современные информационные и коммуникационные технологии в дополнительном образовании детей с особыми образовательными потребностями.
Глава 5. Организация, формы и методы, оценивание результатов образовательного процесса
- Курсы повышения квалификации организуются в режиме очного обучения в соответствии с учебно-тематическим планом курса согласно приложению к настоящей Программе. Продолжительность курса составляет 80 часов.
- При организации образовательного процесса в целях контроля и оценки знаний слушателей проводятся:
1) самостоятельная работа;
2) презентация проекта;
3) исследовательская работа;
4) итоговое тестирование и другие.
- 13. Критерии оценки контрольной работы по итогам реализации программы.
«Зачет» (тест: 50 процентов и выше) – педагогический работник знает проблемную область выполненного задания, понимает первопричины решаемой проблемы, применяет знание для выполнения задания, анализирует подходы (методы, средства, формы, инструментарий и другие) для решения проблемы, синтезирует подходы (методы, средства, формы, инструментарий и другие) для решения проблемы, оценивает значимость выполнения задания для решения проблем повседневной практики.
«Незачет» (тест: ниже 50 процентов) – педагогический работник недостаточно знает проблемную область выполненного задания, не понимает первопричины решаемой проблемы, не применяет знание для выполнения задания, не умеет анализировать подходы (методы, средства, формы, инструментарий и другие) для решения проблемы, не умеет синтезировать подходы (методы, средства, формы, инструментарий и другие) для решения проблемы, низко оценивает значимость выполнения задания для решения проблем повседневной практики.
- Образовательный процесс включает интерактивные формы и методы обучения: лекции, практические занятия, творческие мастерские, мастер-
классы, тренинги, защита проектов.
- Целевая группа слушателей курсов: педагогические работники организаций образования, реализующих образовательные программы музыкального и художественно-эстетического направления дополнительного образования для детей.
Приложение
к Образовательной программе
курсов повышения квалификации
«Внешкольные организации дополнительного образования как
ресурсные центры развития детей»
для педагогических кадров
организаций образования,
реализующих образовательные
программы дополнительного образования для детей
Учебно-тематический план курса на 80 часов
№ |
Наименование модулей |
кол-во академи ческих часов |
из них |
|
теория |
практика |
|||
1. |
Нормативный правовой модуль |
6 |
6 |
0 |
1.1. |
Законодательные и нормативные правовые основы регулирования деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования для детей |
2 |
2 |
0 |
1.2. |
Дополнительное образование для детей в Республике Казахстан: состояние и перспективы развития. |
2 |
2 |
0 |
1.3. |
Антикоррупционные меры в организациях образования |
2 |
2 |
0 |
2. |
Психолого-педагогический модуль |
10 |
4 |
6 |
2.1. |
Психолого-педагогические аспекты образовательного процесса в организациях дополнительного образования для детей |
2 |
2 |
0 |
2.2. |
Психолого-педагогические особенности подростка. Психолого-педагогическая диагностика состояния ребенка |
2 |
0 |
2 |
2.3. |
Психология взаимодействия через творческую деятельность в условиях детского объединения |
2 |
0 |
2 |
2.4. |
Особенности психического развития детей с особыми потребностями |
4 |
2 |
2 |
3. |
Теоретико-технологический модуль |
16 |
10 |
6 |
3.1. |
Актуальные вопросы воспитания духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения в условиях реализации общенациональной идеи «Мәңгілік ел», программы «Рухани Жаңғыру». |
4 |
4 |
0 |
3.2. |
Инновационные подходы, способствующие взаимодействию среднего и дополнительного образования |
4 |
2 |
2 |
3.3. |
Особенности дополнительного образования детей в общеобразовательных школах Республики Казахстан |
4 |
2 |
2
|
3.4. |
Внешкольные организации дополнительного образования как ресурсные центры развития детей |
4 |
2 |
2 |
4. |
Практико-ориентированный модуль |
48 |
10 |
38 |
4.1. |
Опыт работы организаций дополнительного образования для детей в режиме ресурсного центра |
16 |
4 |
12 |
4.2. |
Взаимодействие организаций дополнительного образования для детей со школами в целях обеспечения занятости обучающихся во внеурочное время. |
8 |
2 |
6 |
4.3. |
Профориентационная работа на основе организации дополнительного образования для детей |
4 |
0 |
4 |
4.4. |
Современные информационные и коммуникационные технологии в дополнительном образовании детей |
8 |
0 |
8 |
4.5. |
Деятельность Ресурсного центра инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями |
6 |
2 |
4 |
4.6. |
Опыт воспитания детей «группы риска» |
6 |
2 |
4 |
|
Итого |
80 |
30 |
50 |